Россия, Москва,
Дербеневская набережная, дом 11

Пн-пт с 10:00 до 19:00

Заказать обратный звонок

Как появились морские контейнеры. Кто их изобрел, когда и зачем

Тесные экономические связи между странами начали устанавливаться еще в глубокой древности. Обычным пейзажем тех времен были нагруженные караваны, путешествовавшие по пустыне с ценной кладью, или обозы, полные полезных товаров, которые тянулись по дорогам. Торговые пути пролегали по суше и по морю. И тот, и другой вариант транспортировки был сопряжен с множеством опасностей. Начиная от нападений бандитов и пиратов, и заканчивая бесконечными погодными катаклизмами, которые могли повредить груз, — условия проезда не были благоприятны для отважных путешественников. В один день они могли потерять все и разориться! Именно поэтому вопрос безопасности перевозок беспокоил их особенно.

Как появились морские контейнеры. Кто их изобрел, когда и зачем

Как только ни пытались защитить груз от разрушительного воздействия! Хрупкие вещи оборачивали многими слоями тряпья, товары заколачивали в деревянные ящики, мастерили так называемые «коробы» для особо ценных вещей. Конечно, конструкции этих изобретений были несовершенны и, по сути, никакой реальной защиты предоставить не могли. Однако, именно стремление людей к организации безопасных, надежных поставок товаров в будущем послужило толчком к введению «в строй» уникальных контейнеров.

 

Первые попытки

Уже в 20-х гг. 20 века первые попытки постройки грузового судна, перевозящего грузовые вагоны, осуществлялись владельцами компании Seatrain Lines Браш и Ходжсон. Но просуществовать такой техногии суждено было не более 30 лет, и рухнуть, не справившись с противостоянием крупным железнодорожным компаниям.

В 1920-х годах в Великобритании был придуман и стандартизирован первый контейнер для железнодорожных перевозок. Однако он не получил массового распространения.

В 40-е годы 20 века в Германии также был предложен новый проект грузоперевозок. Чтобы оптимизировать перевозку товаров на большие расстояния предлагалось использовать стальной контейнер «бехельтер» – (Behälter). Грузоподъемность бехельтера, 25 тонн, что очень близко современным TEU. 

 

Изобретение контейнера

Изобретателем контейнера и отцом контейнерных перевозок общепризнанно считается американец Малкольм Маклин (Malcolm McLean). История о том, как он изобрел контейнерские перевозки уже стало своеобразной легендой в индустрии грузоперевозок. Задолго до своего грандиозного успеха Маклин в 30-е годы был просто водителем грузовика и руководителем не очень большой транспортной компании. И когда он увидел как рабочие разгружают мешки с хлопком по одному, возникла мысль, что намного проще было бы грузить все разом, а, возможно, и прямо с грузовиком. Но до реализации этой идеи оставалось около 20 лет.

Как появились морские контейнеры. Кто их изобрел, когда и зачем

За это время автомобильные перевозки как бизнес выросли в десятки раз и у будущего изобретателя к моменту появления контейнеров было уже более 1700 грузовиков.

С таким количеством транспорта необходимость решить проблему перевозок была еще более актуальна. Тогда и пригодилась родившаяся уже давно идея. Маклин принялся за осуществление задуманного плана – усовершенствовать технологию портовой погрузки. 

Как появились морские контейнеры. Кто их изобрел, когда и зачем

При помощи знаменитого инженера того времени Кита Тантлингера были сконструированы транспортные контейнеры длиной 35 футов, скрепляющихся между собой специальной конструкцией замков. Сами же контейнеры по всем требованиям удовлетворяли заказчика, отличаясь своей прочностью и надежностью. И были рассчитаны на перевозку грузов во время стихий и непогоды.

 

Массовое применение

Но почему именно этот вариант стал массовым? Все просто — Маклин предложил комплексное решение: изобрел не только собственно контейнер, но судно-контейнеровоз и автомобильную контейнерную площадку, но главное – создал законченную функционирующую модель контейнерных перевозок.

Еще одним хорошим стимулом для такого изобретения стала попытка обойти сборы, вводимые властями различных штатов США во время перевозок автомобильным транспортом. Было намного дешевле доставлять грузы с одного побережья на другое по морю, а потом развозить их уже внутри штатов грузовиками.

За 7 миллионов долларов Малкольм Маклин приобрел судоходную компанию Pan-Atlantic Steamship, представленную во всех главных портах восточного побережья. Чуть позже Pan-Atlantic была переименована в SeaLand – что отражало комбинированный характер перевозок — по морю и по суше в унифицированных контейнерах.

Первая погрузка контейнеров на морское судно состоялась в порту Ньюарк в штате Нью-Джерси в 1956 году для доставки грузов в Техас (Хьюстон). Она состояла из 58 контейнеров, равных по своей длине 35 футам. Именно с того момента официально началась контейнерная эра.

После отправки первого контейнеровоза, возникли трудности с разгрузочными кранами, которые в портах отсутствовали. И, учтя этот факт, на следующее судно были прикреплены два таких крана.

Определившись с конструкцией и материалом изготовления, разработчики занялись согласованием размеров контейнеров. Габариты, предложенные американскими представителями, никак не вписывались в дорожные условия стран Европы. Для окончательного решения этого вопроса, международными организациями был презентован «стандартный 8-футовый контейнер», который и по сей день остается таковы.

В 60-70 х годах сформировались первые постоянные морские маршруты для контейнерных перевозок из Америки в азиатские страны, а сама индустрия стала резко расти. Это и завершило не очень долгую историю становления контейнера.

Как появились морские контейнеры. Кто их изобрел, когда и зачем

Итоги

С каждым годом появляются все новые виды грузов. Некоторые из них – не требуют особых условий транспортировки, другие могут быть чрезвычайно «капризны» или вовсе опасны. Контейнеры для каждого из представленных случаев должны быть различные. Именно поэтому типология современных средств для осуществления перевозок достаточно обширна. 

Уже после 1969 года спустя несколько слияний, Sea-Land стала частью датской компании Maersk Line, активно занимающейся контейнерными перевозками.

Мальком Маклин внес огромный вклад в отрасль морских контейнерных перевозок. И даже после его смерти, люди и по сей день помнят и чтят память о гениальном бизнесмене того времени.